НАТУРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цели и задачи экспериментальных исследований
Экспериментальные исследования, выполнены на Горно-обогатительном комбинате им. М.В. Ломоносова. Основные автомобили – автосамосвалы БелАЗ грузоподъемностью до 200т.
Цель натурных исследований:
определить эффективность армирования несущего слоя основания дорожных одежд из зернистых материалов синтетическими георешетками.
Задачи натурных исследований:
Определить деформационные характеристики (общий модуль деформации, общий модуль упругости) дорожных одежд на экспериментальных участках посредством проведения штамповых испытаний.
Установить влияние армирования крупнозернистых материалов георешетками на несущую способность дорожных конструкций.
На основе результатов, полученных при проведении штамповых испытаний, оценить влияние армирования крупнозернистых материалов георешетками на общий модуль деформации, общий модуль упругости конструкции, соотношение упругих и общих деформаций.
Выявить влияние армирования крупнозернистых материалов георешетками на величину и скорость накопления остаточных деформаций дорожных конструкций при воздействии многократных кратковременных нагрузок.
Неармированная и армированная дорожные одежды состояли из следующих конструктивных слоев (рис. 7, 8).
Усредненные результаты испытаний приведены на рис. 9-11.
Рис.12 Экспериментальные участки
Натурные исследования выполнялись в апреле 2005 г. на учебном полигоне.
В качестве грунтов основания применялись водонасыщенные пески мелкие, имеющие модуль деформации не выше 50 кгс/см2 (5 МПа), по которым без проведения дополнительных мероприятий было невозможно обеспечить пропуск транспортного средства.
Исследования проводились в 2 этапа:
На первом этапе производилось:
Выбор участка проведения испытаний;
определение деформационных характеристик грунтового основания с помощью штамповых испытаний;
укладка георешетки на экспериментальных участках;
закрепление георешетки в узлах;
проведение штамповых испытаний участков с армированными конструкциями.
Давление под подошвой штампа составляло 4 кгс/см2 (0,4 МПа), что соответствует реальной величине напряжений, возникающих под колесами транспортного средства.
На втором этапе исследований использовался автомобиль на базе МАЗ-7917 общим весом более 105 т, состоящий из 7 осей. Нагрузка на каждую ось составляет 15 т, нагрузка на колесо равна 7,5 т, давление воздуха в шинах составляет 4 кгс/см2.
В ходе проведения штамповых испытаний установлено, что применение георешетки позволяет увеличить как общий модуль деформации конструкции, так и ее несущую способность (рис. 13, 14).
Модуль деформации армированной конструкции превышает модуль деформации неармированной конструкции примерно в 2,5 раза:
Применение георешетки позволило увеличить несущую способность дорожной конструкции более чем в 2 раза:
Несмотря на то, что по данным штамповых испытаний (по одноштамповой схеме) несущая способность армированной конструкции составляет всего 3,4 кгс/см2 , при проезде транспортного средства предельное состояние конструкции не было достигнуто даже при многократных проездах техники. Это объясняется тем, что благодаря георешетке в работу включается большая площадь основания – в «колейной» зоне и между колесами соседних осей.
После 30 проходов техники конструкция, армированная георешеткой, осталась работоспособной и имеет удовлетворительные транспортно-эксплуатационные показатели.